Анатолий Нутрихин (anat_nut) wrote,
Анатолий Нутрихин
anat_nut

Categories:

Виктор Кирнарский: штрихи биографии

Советский и российский сценарист, редактор, режиссер Виктор Абелевич Кирнарский (1930 - 2012) многое сделал в области документального кино. Он – член Союза кинематографистов СССР, лауреат премии фестиваля «Кинотавр».
Жизнь и творческое наследие В.А. Кирнарского  отражены в интернете скупо, хотя интересные материалы есть. Это и воспоминания самого мастера, и эссе Натальи Ковалёвой -- Натали Валье «Кир», опубликованное в её книгах и в сетях. Писательница нарисовала впечатляющий портрет талантливого обаятельного человека.

Расскажу здесь о Викторе Кирнарском то, что мне о нём известно. Родился он 31 октября 1930 года. Мы учились вместе в старших классах 38-й ленинградской средней мужской школы и одновременно окончили её в 1948 году. Наши дома на Васильевском острове находились довольно близко. Мой товарищ жил на 3-й линии, в доме № 42, в коммунальной квартире № 31 – почти рядом с четырехэтажным кирпичным зданием нашей школы.
Я, обитавший в Биржевом переулке, иногда наведывался к Вите – тогда еще не Кирнарскому, а Бернштейну. Под этой, возможно отцовской, фамилией он числился в школе и запомнился одноклассникам. Получив аттестат зрелости, Витя поменял фамилию и стал, по матери, Кирнарским. Его папу я никогда не встречал и ничего о нём не знаю. Зато познакомился с мамой – Анной Абрамовной, приятной образованной женщиной, работавшей в каком-то издательстве, видимо, корректором. Она читала и правила некие печатные тексты. Родители Витиной мамы  переселились в город на Неве с Черниговщины. Известный художник Марк Абрамович Кирнарский приходился ей родным братом.  Он погиб в 1942 году, во время блокады Ленинграда.
Виктор показал мне несколько книг, в выходных данных которых я прочёл имя этого  виртуоза графики. В 20 – 30-х годах Марк Кирнарский иллюстрировал книги Анны Ахматовой, Виктора Шкловского, Николая Заболоцкого и других выдающихся писателей. Всё это произвело на меня сильное впечатление.
Виктор Бернштейн унаследовал от родичей интеллигентность и энергичность. Этот невысокий темноволосый худощавый юноша был умён и смел. Однажды он отчаянно подрался с обидевшим его одноклассником Юрием Корытовым, имевшим разряд по боксу. В схватке оба упали на пол. Их разняли. В конфликте разбирался директор школы строгий Григорий Ильич Гугнин.

Вообще же, у Бернштейна сложились нормальные отношения со всеми ребятами. Он по-дружески общался с Газимуром Кадыровым, Виталием Лаоовским, Борисом Ефимовым, Михаилом Шпитальным, тогда начинающим, но уже самобытным поэтом.
Виктор не участвовал в компаниях с безоглядным потреблением спиртного, предпочитал коллективные поездки за город, отдых на лоне природы. Учился он успешно, ему легко давались точные и гуманитарные предметы, но стать медалистом он не стремился.
Недавно я попросил моего одноклассника Виктора Михайловича Хрусталёва поделиться воспоминаниями о Бернштейне . Один из лучших представителей советской научно-технической интеллигенции, радиоинженер, он прислал мне по электронной почте свой рассказ о Вите.
Хрусталёв пишет: «Я, как и ты, бывал у него на 3-й линии. Бывал и он у меня. Занимались школьными заданиями. Часто пользовались прекрасными конспектами моего отца по истории ВКПб, которые тот составил, когда учился в Коммунистическом университете, а потом, будучи до войны политработником, постоянно их дополнял.
Иногда, если не было дома моих родителей, мы в шутку устраивали борьбу на полу, под огромным дубовым обеденным столом, стоявшим посреди комнаты. Несмотря на свой небольшой рост и меньший вес, Виктор оказывал серьезное сопротивление, так как был довольно сильным и очень вёртким.
Помимо домашних встреч, мы время от времени гуляли по городу, рассматривали интересные старинные здания, совершенно не умея определять архитектурные стили, хотя некоторые понятия о зодчестве имели.
Однажды я взял на прокат лодку у Петропавловской крепости, прокатились, поочерёдно сменяясь на вёслах, немного по Большой Невке до Малой. Затем проплыли до залива и обратно по Ждановке (там встречное течение слабее). Лодочных прогулок у меня с ним больше не было, видимо, Бернштейну такая прогулка не очень понравилась.
…И вдруг в школе организовался кружок радио. Естественно, я записался в него. Записался и Виктор. В кружке стали делать для села примитивные детекторные приёмники. В них было всего три части: резонансный контур из проволочной катушки с конденсатором, детектор в виде кристалла с упирающейся в него короткой подпружиненной проволочкой и наушник.
…Вскоре Виктор и я поняли, что затея с такими приёмниками абсолютно бесперспективна, и покинули этот кружок. Но интерес к радио у нас не пропал. В то время в городе было несколько магазинов, в которых продавалась различная проволока, трансформаторное железо, немецкие и американские радиолампы и различные радиодетали. Один такой магазин был на Невском проспекте, 20, в этом помещении потом открыли  магазин военной книги. Здесь можно было купить всё, что необходимо для сборки радиоприёмника любой сложности.
Не было у нас только одного – денег, чтобы купить всё детали для сборки не самого сложного, но всё-таки супергетеродинного приёмника. Вместо этого Виктор раздобыл где-то танковый радиоприёмник РСИ-4Т. Где и как – для меня осталось тайной.
Это был супергетеродинный приёмник на восьми так называемых американских радиолампах, которые, как мы с удивлением узнали, выпускались у нас ещё до войны. Компактный, с очень высокой чувствительностью, работавший в диапазонах длинных, средних и нескольких диапазонах коротких волн. Купили динамик и детали, из которых соорудили блок питания.
В результате мы получили возможность слушать не только наши, но и зарубежные радиостанции. Вот только большинство передач  велись на английском языке, а мы и немецкий-то, который учили в школе, на слух не очень воспринимали. Больше, пожалуй, слушали музыку.
Потом я всё-таки собрал супергетеродинный радиоприёмник по собственной схеме, но это было значительно позже, а первой принятой передачей оказался репортаж по BBC о коронации Елизаветы Александры Марии (Елизаветы II) 6 февраля 1952 года. А началось всё благодаря тому, что у Виктора тоже проявился тогда интерес к радио. Если бы не возник общий интерес, не с кем было бы общаться по интересующим меня темам, вполне возможно, что не стал бы я радиоинженером».
Позднее Виктор с матерью  переехали жить на проспект Смирнова, по адресу: дом 7.   Доходили вести, что он учится на вечернем отделении редакторского факультета Ленинградского полиграфического институт. Потом он уехал в Москву, где окончил режиссерский факультет ВГИКа, кафедру неигрового кино.    Несколько лет Кирнарский работал на «Леннаучфильме» в сценарном отделе.
Это единственная студия документального кино в нашей стране. Она была создана в 1933 году и с тех пор выпустила на экраны сотни картин. У неё – прекрасные традиции. Сценаристами здесь в разное время  трудились первоклассные писатели Константин Паустовский, Виталий Бианки. Музыку к картинам сочиняли лучшие композиторы: Дмитрий Шостакович, Александр Журбин, Андрей Петров.
Сценарным отделом в пятидесятых годах заведовал широко известный писатель Александр Володин. Сюда и пришёл работать молодой Кирнарский. Они дружили. Виктор редактировал володинскую пьесу «Фабричная девчонка». Благодарный драматург подарил ему свою новую книгу с надписью: «Лучшему редактору».
Кирнарский участвовал в создании фильмов разного содержания. В перечне его работ как сценариста – картины «Гражданская самооборона в сельской местности»; «Известное о неизвестном» – о мире и пользе пчёл; «Талантливые дети» – о музыкальном воспитании в семье и т.д.
Две прекрасные кинокартины посвящены родному городу: "Ленинграда  белый стих" и "Ленинградские мосты".

Вместе с тем, Виктор Кирнарский принял в участие в создании ряда документальных кинокартин, посвященных знаменитым деятелям науки и искусства. Среди них особо выделяется одна – под названием «Офорты Рембрандта». В процессе работы над ней он познакомился с будущим нобелевским лауреатом, поэтом Иосифом Бродским.
Позднее Кирнарский вспоминал, что на «Леннаучфильме» в шестидесятые годы в качестве авторов подрабатывало написанием сценариев немало учёных, которых не признавала академическая наука. Тем же занимались литераторы, которых нигде не печатали.
«Однажды ко мне, редактору студии, подошёл режиссер Михаил Гавронский, – пишет Кирнарский. – Он вывел меня в коридор, дал несколько листков со стихами и сказал: «Это написал мой племянник Ося. Ему нужно как-то зарабатывать: родители очень волнуются, что он без дела». Было это в 1962 году. Стихи показались мне замечательными, и, когда ко мне пришёл молодой Иосиф Бродский, мы стали вместе думать, что бы ему написать. Поэт предложил сделать фильм о маленьком буксире, который плавает по Большой Неве. Через месяц он принёс стихи о буксире и сказал, что это и есть сценарий. К сожалению, нам пришлось отказаться от темы, потому что было ясно, что Госкино никогда не утвердит сценарий в таком виде. Иосиф же сказал, что написал всё, что мог. Через год, еще до его ссылки, стихи о буксире были опубликованы в детском ленинградском журнале "Костер".
В 1971 году, пользуясь давностью знакомства, – продолжил Кирнарский, – я обратился к Иосифу Бродскому с просьбой написать текст в стихах к фильму «Рембрандт. Офорты». Иосиф прочитал мой режиссерский сценарий и сказал, что попробует. Через две недели я пришёл к нему и получил четыре страницы стихов. Он пообещал: «Это проба. Когда фильм будет отснят, я напишу больше». Фильм был снят, а стихи отвергнуты начальством студии «Леннаучфильм»: Бродский уже был «слишком известной» фигурой. Стихи так и остались у меня; копии у автора не было, единственный экземпляр был отдан мне в руки прямо с машинки…».
Поэма Бродского «Офорты Рембрандта» была впервые опубликована Кирнарским в 1996 году в газете «Московские новости» №5. Уже за одно это ему благодарны читатели и литературоведы.
Неугомонный сценарист и драматург мечтал о новых творческих задачах. Он переехал в Москву, где окончил Высшие режиссерские курсы, подружился с  Андреем Кончаловским. Потом Виктор Абелевич уехал в Европу,  работал там, совершил путешествие в Италию.
Через несколько лет  кинематографист вернулся на родину, жил в столице.
Он давно хотел попробовать  силы в художественном кинематографе. Мечта осуществилась в 1991 году. Под руководством Кирнарского была создана комедия «Встретимся на Таити» – приключенческая лента с авантюрным сюжетом.

Виктор Абелевич был продюсером фильма (фактически и сорежиссером). Поставил его Валентин Мишаткин. Сценаристами выступили Валерий Бакирев и Сергей Тимашев. В ролях заняты звезды экрана  Леонид Куравлёв, Евгений Лазарев, Игорь Угольников, Андрей Ташков, Майя Менглет и другие актёры. Одну из ролей – Птолемея Абелевича – сыграл сам Кирнарский.
Картина была удостоена первой премии на фестивале «Кинотавр».

Личная жизнь нашего одноклассника была столь же интенсивна, дерзновенна, как и творческая. Он пылко влюблялся, четырежды справлял свадьбы. Одной из его жён была известный режиссер-документалист Ада Адольфовна Лазо (Салтыкова), внучка героя Гражданской войны Сергея Лазо. Она прославилась своим фильмом «Кому нужны паруса» – о барке «Седов», самом крупном в мире парусном учебном судне. Кирнарский прожил с Азо десять лет, потом они развелись.
Надежную семейную гавань Виктор Абелевич обрёл, женившись на молодой красивой аспирантке, учившейся в Гнесинке. Он содействовал её профессиональному росту, помог продолжить образование в Европе. Ныне Дина Константиновна Кирнарская – проректор Российской академии имени Гнесиных, доктор искусствоведения и педагогических наук, известный музыкальный деятель.
В декабре 2012 года  Хрусталёв обнаружил  "ВКонтакте" страничку  Кирнарского  и сказал об этом мне. Я обрадовался и написал Кирнарскому. Но ответила его жена, вернее, уже вдова, она сообщила, что  муж скончался 3 ноября 2012 года.
Узнав о кончине старого товарища, я выразил глубокое соболезнование  Дине Константиновне и близким  покойного – от себя и от имени   немногочисленных здравствующих одноклассников Виктора Абелевича. Дине Константиновне было послано мной несколько старых фотографий, на которых Виктор  запечатлён со школьными друзьями. Я также посоветовал вдове  прочесть мои воспоминания, опубликованные на сайте «Клуба выпускников 30-й и 38-й школ»
Д.К.Кирнарская ответила тоже «ВКонтакте»: «Дорогой Анатолий! Большое Вам спасибо. Было очень интересно прочитать о юных и даже детских годах Виктора, о которых я ничего не знала. Конечно, он что-то рассказывал, но любые живые свидетельства очень ценны. Рада, что Вы помните его, а самое главное – сами живы и относительно здоровы. Ведь Вам примерно столько же лет, сколько и ему. Так что держитесь. Молюсь за Вас».

"На снимках (сверху вниз): В.А.Кирнарский;  9-й класс. Он в первом ряду справа, фото 1947 года; Г.Кадыров, М.Шпитальный, Топровер (приятель из 30-й школы) и В.Кирнарский в Румянцевском садике; радиоприемник РСИ-4Т;  Хрусталёв в школьном возрасте;  Кирнарский  в роли Птолемея Абелевича - кадр из фильма "Встретимся на Таити";  Д.К.Кирнарская.


 
Tags: Виктор Кирнарский
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Павел Шардаков - художник с "областной судьбой"

    24 октября 2019 года исполнилось девяносто лет со дня рождения великого русского художника Павла Федоровича Шардакова. Масштаб и глубина его…

  • Сохраним Дом радио

    В августе петербургская газета «Фонтанка.ру» и другие средства массовой информации сообщили взволновавшую горожан новость.…

  • Валентин Горшков: «Заветное»

    Мне скоро девяносто, продолжительные прогулки даются с трудом. Предпочитаю домашнюю библиотеку, просматриваю свой архив, книги. Среди них есть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments